Մատչելիության հղումներ

Протоколы «де-юре существуют, но де-факто мертвы»


Агван Варданян («Дашнакцутюн»)
Агван Варданян («Дашнакцутюн»)

«Армяно-турецкие протоколы фактически больше не существуют. Дипломатическим языком, но именно это было сказано в последнем послании президента Армении», - в среду на пресс-конференции заявил член Бюро АРФ «Дашнакцутюн», бывший министр по труду и социальным вопросам Агван Варданян.

«Считаю, что в этом виде протоколы больше не станут предметом обсуждения. Де-юре они существуют, но де-факто - мертвы, - добавил он. – Конечно, можно было закрыть дверь, отозвать подпись, и это было бы правильно. Но, к сожалению, мы пока не настолько сильная и независимая страна. К сожалению, пока мы не Турция. Тем не менее, думаю, вопрос закрыт, и это хорошо».

По убеждению представителя «Дашнакцутюн», если документ дает сторонам возможность трактовать его диаметрально противоположно, то он не может быть основной для урегулирования отношений.

«Значит, это был плохо обговоренный документ. Сколько бы господин министр иностранных дел ни утверждал, что в них не было предусловий, факты свидетельствуют об обратном», - добавил Варданян.

Касаясь того обстоятельства, что решение президента Армении о замораживании процедуры ратификации протоколов было оглашено 22 апреля, ровно через год после заявления о «Дорожной карте», Агван Варданян заявил: «Вообще общества, народы живут и руководствуются символами, и я считаю, что нужно оценить смелость президента, который в тот же самый день замкнул круг и освободил нас от этого символа-клейма».

На эту же тему с более жесткими комментариями вчера выступил другой представитель «Дашнакцутюн», руководитель парламентской фракции партии Ваан Ованнисян.

На вопрос о том, нет ли противоречий между его оценками и оценками Ваана Ованнисяна и не преждевременно ли считать, что протоколы «мертвы», особенно учитывая тот факт, что они все еще находятся в большой повестке Национального Собрания, Агван Варданян ответил: «Я не вижу разницы в позициях. Я сам сказал, что было бы правильно отозвать подписи. Тем самым мы и де-юре получили бы тот же результат, но реальность такова, что пока мы, фактически, не обладаем той силой и способностью, чтобы суметь закрыть вопрос окончательно. Оценки те же самые, просто, по моему глубокому убеждению, на дипломатическом языке это означало, что протоколы больше никогда не станут предметом обсуждения».

Говоря о положительных и отрицательных результатах нынешнего этапа процесса нормализации армяно-турецких отношений, Варданян заявил, что «это было потрясением во внутринациональном смысле, в котором была необходимость». А главным негативным последствием, по его словам, стало то, что этот процесс дал возможность Турции стать «явным игроком» как в карабахском вопросе, так и в ряде других региональных вопросах.

«Еще до начала этого процесса Турция при любой возможности пыталась защищать интересы Азербайджана, но никогда она не делала этого в международных структурах и на встречах с главами других государств так открыто и публично», - отметил член Бюро АРФ «Дашнакцутюн».

Во внешнеполитической повестке Армении, по словам Агвана Варданяна, вопросом номер один является нагорно-карабахский конфликт, а проивзодным вопросом – проведение необходимых работ в направлении открытия армяно-турецкой границы.

«Армения должна продолжать действовать в направлении усиления международного давления на Турцию сугубо в вопросе открытия границы, поскольку, в конце концов, это единственная в Европе закрытая граница. Без всяких протоколов, без всяких документов это естественно и нормально, что границы не должны быть закрыты», - заключил он.
XS
SM
MD
LG