Интервью с известным украинским ученым-исследователем, арменоведом, кандидатом философских наук, автором «Иллюстрированной энциклопедии армянской культуры в Украине» (Ілюстрована енциклопедія вірменської культури в Україні. З каталогізувати переліком пам’ятників вірменської культури в музеях і заповідниках) Ириной Гаюк.
- Ирина, на протяжении нескольких веков армяне играли активную политико-экономическую роль в Западной Украине, да и не только в Западной. Сохранилась ли память об армянах сегодня во Львове и многие ли жители Украины сегодня себя считают армянами?
- Трудно сказать наверняка, многие ли из потомков тех армян, которые столетиями жили в Украине, продолжают считать себя армянами. Я бы сказала, что часть из тех, кто уже не первое или второе поколение живут в Украине, считают себя украинцами армянского происхождения или, может быть точнее, украинскими армянами, точно так же, как раньше они считали себя польскими, украинскими или российскими армянами. У других потомков армян сохранилась память о своих армянских корнях, но они уже идентифицируют себя как украинцев или русских. И еще какая-то часть даже не подозревает о своих армянских предках, полагая себя чистокровными украинцами.
Что же касается Львова, да и не только его, то память об армянах даже сейчас сохранилась в названиях улиц, местностей: одна из старейших и наиболее красивых улиц Львова – улица Армянская с находящимся на ней комплексом Армянского кафедрального собора 14 века, митрополичьими палатами и монастырем армянских бенедектинок. В других городах Украины (хотя и не во всех), где существовали армянские колонии, и сейчас сохранились улица Армянская (или переулок Армянский), армянские церкви, армянские колодцы, площади, ратуши.
- Вы провели очень основательное исследование, в котором видна огромная роль армян в развитии ремесел, ювелирного и аптекарского дела, торговли и дипломатии. Причем, армяне играли активную роль при любых правителях, а история Украины, особенно Западной, достаточна насыщена. В чем секрет такой вот активности и влияния армян?
- Один из главных секретов такой активности армян – их характер, природа, натура. Народ, как и человек, может быть очень талантливым или не очень, активным или спокойным. Ведь приход армян на земли Украины не был связан исключительно с трагическими событиями их истории, когда армяне вынуждены были массово переселяться на другие земли. Армянский прозелитизм был весьма активен до, как минимум, 10 века, армянские торговые фактории с начала эры существовали от Танаиса до северных стран Европы, от Китая до Испании. Другой важный фактор – это то, что армяне – народ созидающе талантливый: где бы они ни селились, они всегда способствовали развитию, процветанию той земли. И третий весьма существенный фактор - то, что армяне, сохраняя свою этно-национальную идентичность, свое культурное пространство, безусловно поддерживая своих, вместе с тем никогда не создавали кастово обособленной, замкнутой системы в другом социуме, никогда не противопоставляли себя принявшему их обществу, напротив, сохраняя свою идентичность, они становились важным экономическим и культурным фактором развития новой Родины.
- Как им удавалось на протяжении веков сохранять и свою идентичность и вместе с этим быть интегрированными в украинско-польское общество на всех уровнях?
- Вопрос, ответ на который требует, как минимум, еще одной диссертации! Как и почему армяне успешно интегрировались в украинско-польское общество, это понятно из ответа на предыдущий вопрос. А вот сказать, как и почему на протяжении веков им удавалось сохранять свою идентичность, значительно сложнее. Меня давно поразил и заинтересовал феномен «вторичной этносамоидентификации» армян в Украине. Речь идет об армянах, которые не десятилетиями, но столетиями жили на украинских землях, которые уже полностью интегрировались в украинско-польский или украинско-российский социум, были полноценными гражданами этих стран, их родным языком уже был польский, украинский, русский и т.д., нередко они имели большие заслуги перед новым Отечеством. И поразительный факт – происходила заметная их ассимиляция, но до определенной черты, и в конце 18-19 вв. потомки армян как бы заново начинают осознавать себя не просто поляками, украинцами или русскими, но армянами, только полськими, украинскими, российскими и т.д. Причем, этот процесс касается прежде всего политической и культурной элиты общества, т.е. людей состоявшихся и успешных. Следовательно, речь не идет о желании обделенных в каком-либо отношении людей самоутвердиться хотя бы таким образом. Успешные во всех отношениях люди начинают интенсивно изучать армянское наследие, собирать и сохранять памятники армянской культуры, создавать научно-исследовательстке центры арменистики и т.д.
Чтобы ответить на вопрос, почему это так, наверное, следует понять или узнать, почему, как армянскому народу с его трагической историей удалось тем не менее сохранить себя как нацию, сберечь свою историческую память, культуру, государство. Думаю, одна из главных причин – кровь, сильная кровь. Понимаю, что звучит это, вероятно, идеалистически, но думаю, Шопенгауэр был прав, когда писал, что философ, если он честный, с необходимостью будет идеалистом. Армяне, несмотря на свою фантистическую активность, мобильность, вместе с тем народ патриархальный, а значит, кровные, кланово-родовые связи играют здесь огромную роль. И именно эти связи позволили армянам сохранить на протяжении веков свою идентичность, именно эта кровь, зов крови, заставляет потомков армян спустя столетия чувствовать и осознавать себя армянами, только с разными модальностями – украинскими, польскими и т.д.
- Как обстоят сегодня дела с армянским наследием?
- Когда в 2012 году я была в Нагорном Карабахе на конференции по сохранению армянского культурного наследия, одна из присутствующих в зале женщин, родственники которой живут в Украине, после моего доклада подошла ко мне и сказала, что всегда интересовалась историей армянской культуры в Украине и полагала, что неплохо ее знает, но она даже не подозревала, что армянское наследие в Укарине столь велико (и, добавлю, интересно). Таким образом, одна из главных проблем богатейшего армянского культурного наследия – его неактуализованность, малая востребованность, и, как следствие, оно малоизвестно как самим армянам, так и украинцам, даже имеющим прямое отношение к сохранению культурного наследия. В общем-то моя книга «Иллюстрированная энциклопедия армянской культуры в Украине…» и появилась именно потому, что при работе в фондах разных музеев в поисках памятников армянской культуры я столкнулась с рядом серьезных проблем, для хотя бы частичного решения которых и предназначена моя работа. Думаю, что проблему сохранения армянского культурного наследия в Украине можно разбить на несколько пунктов, тем или вопросов: 1. сохранение недвижимого армянского культурного наследия в Украине (светские и церковные памятники, армянские кладбища или захоронения, которых немало); 2. сохранение движимого армянского культурного наследия, отображенного в предметах культуры, ремесленных изделиях и письменных памятниках. Сам же процесс сохранения культурного наследия включает три необходимых составляющих: 1. нужно знать, что сохранять. А это подразумевает изучение истории культуры армян в Украине (а также в регионе бассейна Черного моря и в связях с Арменией, Румынией, Молдавией, Польшей, Венгрией и Россией), совмещенное с поиском, идентификацией и фиксацией памятников армянской культуры и введением их в научный обиход; 2. сохранение, консервацию и реставрацию памятников армянской культуры; 3. актуализацию армянского культурного наследия, что подразумевает не только изучение и сохранение культурных достижений, но и привлечение к ним внимания широких слоев населения – армян и неармян, формирование такой установки общественного мнения, которая будет способствовать повышению внимания и заинтересованности изучением армянского культурного наследия. Но полномасштабная реализация такой программы пока еще только в мечтах.
- Кто или что вас удивило во время работы над Энциклопедией?
Несколько вещей. Первое, это печальное наследие советской власти, уничтожившей, по сути, музейное дело. Поэтому, вместо музея – научно-исследовательского центра, главная задача которого – сохранять и актуализировать культурное наследие, передавать историческую память, чаще всего есть более или менее маргинальная организация, в которой что-либо стоящее делается фактически на энтузиазме и личной инициативе отдельных людей и некоторых руководителей. Следствие этого, что в фондах музеев можно найти настоящие сокровища, которые просто лежат и ждут своего специалиста-исследователя-энтузиаста.
Не меньше меня поразил факт, как много из армянского культурного наследия украинских земель находится за пределами Украины – в Австрии, Армении, Италии, Польше, России, Румынии.
- Похожи ли современные армяне на тех, о которых вы писали в вашей книге?
- Конечно, похожи – я имею в виду сущностные характеристики, а не антураж плюс поправка на всеобщие тенденции развития человечества. Армяне присутствуют на всех уровнях и во всех сферах украинского общества – бизнесмены, политики, ученые, деятели культуры. Они так же органично инкорпориованы в украинский социум, но вместе с тем сохраняют внешне невидимую, но вполне реальную автономность собственной национальной общности, они тесно связаны с Арменией, но вместе с тем они – безусловно украинские армяне.
- Сегодня в Украине происходят непростые процессы. Как вот в этом российско-украинском противостоянии веду себя армяне-жители Украины? Разделены ли они на западные и восточные?
- И в своей книге, и в выступлениях я писала и говорила, что история армянской диаспоры в Украине – это часть истории Украины со всеми вытекающими отсюда последствиями. Веками этнические украинские земли были разделены между разными государствами, последствия чего мы видим сегодня: когда донбасец говорит на русском языке с гордостью, что он никакой не малоросс или новоросс, а украинец, но при этом не знает ни языка, ни украинской истории и культуры. Левобережье, которое с 17 века находилось под Московией, а потом Российской империей, значительно больше, чем Правобережье, не говоря уже о Западной Украине, денационализировано. Если посмотреть историю Армянской диаспоры в Украине, то характер развития колоний Юга и Востока заметно отличается по всем параметрам от истории армян Западной Украины, где, кстати, располагалась большая часть армянских поселений. Конечно, вряд ли можно сказать, что армяне Украины разделены на восточных и западных, но, скажем, если армяне западных областей в большинстве своем владеют украинским языком, то армяне Востока и Юга, как правило, нет. Среди армян Востока и Юга поддержка Партии регионов была значительно больше, чем на Западе. Но в целом, для львиной доли армян, нашедших здесь свою вторую Родину, преобладающей является позиция, что Украина должна быть единой и суверенной державой. Наверное, есть что-то трагично-символическое в том, что первым погибшим на Евромайдане еще в январе стал армянин Сергей Нигоян.
Ириной Гаюк проведена колоссальная исследовательская работа армянской культуры. Двухтомная энциклопедия написана на материалах фондов 44 государственных музеев и заповедников городов Украины, в которых существовали исторически значимые армянские общины. Текст сопровождают более 500 иллюстраций - фотографий экспонатов из музеев Киева, Каменец-Подольска, Львова, Симферополя, Феодосии и других городов.