Жирайр Липаритян считает изменения в договоре о российской военной базе результатом «дипломатического провала»

Жирайр Липаритян

Профессор Мичиганского университета, политолог Жирайр Липаритян считает решение о продлении пребывания российской военной базы в Армении результатом «дипломатического провала».
«Меня беспокоит один вопрос: подобный договор, [который заключается на такой долгий срок], означает, что в дипломатической сфере мы потерпели неудачу», - в среду в беседе с Радио Свобода заявил Липаритян, который в 1991-1997 годах занимал в Армении ряд высоких постов, в том числе был советником президента Левона Тер-Петросяна.

Ожидается, что прибывающий 19 августа в Армению с официальным визитом президент России Дмитрий Медведев и президент Армении Серж Саргсян подпишут протокол о внесении изменений в заключенный в 1995 году договор о российской военной базе в Армении. Согласно изменениям, пребывание российской военной базы на территории Армении, начиная с 1995 года, вместо прежних 25 лет, продлевается до 49 лет. Еще одно существенное изменение заключается в том, что российская военная база в период ее пребывания на территории Армении, кроме осуществления функций по защите интересов Российской Федерации, будет обеспечивать совместно с Вооруженными силами Армении безопасность Республики Армения.

«То есть, безопасность страны мы больше доверим военной сфере, чем дипломатической, - отметил Липаритян. – А это означает, что мы не смогли решить наши вопросы с соседями и сейчас вынужденно идем на подобные шаги».

Политолог также высказал мнение, что новый вариант договора о российской военной базе в Армении не может быть гарантией безопасности для Еревана в случае возобновления военных действий в Нагорном Карабахе.

«В договоре даже есть условие, которое, уверен, должно войти и в новый вариант. Условие о том, что если на границах Армении произойдут военные действия, то это не означает, что Россия автоматически придет на помощь. Если нападению подвергнется одна сторона, то будет проведено совещание с другой стороной. И другая сторона будет решать, вмешаться ей или нет, - отметил Липаритян. – Например, в случае с Турцией, полагаю, что да, если со стороны Турции будет совершено нападение, [то Россия поможет]. Но в случае с Азербайджаном я не уверен, что Россия придет на помощь, потому что убежден, что Азербайджан не совершит такого нападения без согласия Москвы».