Մատչելիության հղումներ

Роберт Кочарян считает премьер-министра «безнадежным»


Бывший президент Армении Роберт Кочарян
Бывший президент Армении Роберт Кочарян
Второй президент Армении Роберт Кочарян дал пространное интервью сайту 2rd.am (неофициальный сайт второго президента), в котором затронул вопросы газовых соглашений с Россией и пенсионной реформы, продолжив начавшийся в конце прошлого года заочный спор с премьер-министром Армении Тиграном Саргсяном.

Если в предыдущем интервью, касавшемся строительной отрасли, Роберт Кочарян назвал Тиграна Саргсяна «ущербным», то сегодня он считает премьера «безнадежным».

Напомним, Тигран Саргсян попытался посредством содержащего таблицы и графики анализа ответить на предыдущие обвинения Роберта Кочаряна.

Второй президент в своем новом интервью подчеркивает, что не собирается ни с кем полемизировать, тем более с премьером.

«Его последняя статья показывает, что он безнадежен. Это бессмысленно делать с человеком, 6-й год кряду оправдывающим свои провалы действиями предшественников. Главный оценочный показатель деятельности любой власти очень простой - жизнь людей при ней улучшилась или ухудшилась. Здесь никакие ухищрения не помогут. Об уровне своей жизни люди узнают не из графиков и нарисованной статистики», - отмечает Кочарян.

Тем не менее, в «цветных графиках» Саргсяна Кочарян заметил кое-что интересное. В частности, касаясь замечания премьера о том, что в 2009 году экономический спад составил 18,5%, а не официально представленные статистикой 14,1%, второй президент иронизирует: «Если это так, то по уровню спада в 2009 году мы были не на втором месте в мире, а на первом, правда – с конца. Поздравляю премьера».

Касаясь сокрытия нынешним правительством факта повышения тарифа на газ, что повлекло за собой накопление долга в размере 300 млн долларов, Роберт Кочарян сказал, что было бы проще, если бы власть просто извинилась.

«Было очевидно, что газ поступал в республику по цене, значительно превышающей ту, по которой рассчитывался тариф для потребителей. Это было видно из инвойсов на таможне, о чем был ряд публикации в прессе. Причем, с самого начала было понятно, что правительству не избежать нелицеприятных объяснений, поскольку обойти парламент законодательство просто не позволяло. Вероятно, надеялись, что все же договорятся с «Газпромом» по каким-то другим схемам, но не вышло. В итоге, получилась очень неприятная история с серьезными репутационными потерями для правительства. Обсуждение в НС оставило угнетающее впечатление, думаю, не только на меня. Правительство не имело внятных объяснений произошедшего и было крайне неубедительным. Было бы проще просто извиниться, - сказал он и добавил: - Уверен, что следовало с самого начала прямо сказать о повышении цены на газ, а также о предпринимаемых властями усилиях по решению проблемы».

Говоря о передаче «Газпрому» в счет долга 20%-ной доли акций в «АрмРосгапроме», Кочарян отметил: «Продав свою долю, правительство РА полностью ушло из управления компанией, получив лишь право наблюдателя на заседаниях СД. Терять влияние не очень приятно, но все же это произошло в рамках логики бизнеса, если бы не исключительные права, предоставленные естественной монополии до 2043 года».

Пункт соглашения, предусматривающий предоставление «Газпрому» до 2043 года монополии на поставку газа в Армению, второй президент считает крайне уязвимым: «Я попытался найти примеры подобных соглашений по естественным монополиям в мировой практике - безуспешно. Может плохо искал, не на том континенте и не в том времени. И это происходит тогда, когда нефтегазовая отрасль в мире и, в целом, мировая энергетика вошла в период динамических изменений. Уже в обозримом будущем это может потребовать изменений в законодательстве, серьезного обновления подходов в энергетике. Не станет ли энергетика страны заложником этого соглашения? Вспомните случай с «Арментелом».

Кочарян напомнил, что у него был 10-летний опыт очень плодотворного сотрудничества с «Газпромом», «результатом которого стала масштабная газификация Армении, значительное расширение подземных хранилищ, строительство 5-го энергоблока Разданской ГРЭС, газопровода Иран-Армения и наконец 10-летнего устойчивого снабжения страны газом по выгодной цене». По его словам, в тот период никогда «Газпром» не ставил подобных условий, даже разговоры на эту тему казались бы неуместными.

«И это при инвестировании сотен миллионов долларов в нашу экономику. А почему это сейчас произошло, я не знаю, каких-либо объяснений по этому поводу не прозвучало», - отметил он.

Роберт Кочарян затронул также вступившую в силу с 1 января этого года обязательную накопительную пенсионную систему, подчеркнув, что отрицательно относится к принятому закону. Он отметил, что этот вопрос активно обсуждался в 2004-2005 годах по инициативе Центрального банка (председателем которого в те годы, напомним, был Тигран Саргсян), и консолидированная позиция правительства тогда была против введения обязательного накопительного фонда.

Примечательно, что Кочарян прямо возражает также президенту Сержу Саргсяну, который в декабре минувшего года положительно высказался о данном законе, заявив, что он поможет изменить социальное положение пенсионеров. Серж Саргсян также попросил прощения у пенсионеров за низкие песии и упрекнул за это предыдущую власть.

Кочарян в своем интервью на это отвечает: « Мое отношение к принятому закону отрицательное, ввиду высокой вероятности провала с потерей средств наших граждан. Можно ретроспективно смоделировать ситуацию и просчитать, какую часть накоплений наши граждане потеряли бы от кризиса, если бы в 2005 году мы ввели обязательное накопление. Извинениями я точно бы не отделался. А кризисы периодически повторяются и, как правило, тогда, когда их никто не ждет».
XS
SM
MD
LG